Состав аттестационной комиссии:

  1. Бычкова Татьяна Ильинична – председатель, высшая категория, учитель русского языка и литературы.
  2. Дякина Татьяна Александровна – заместитель председателя, высшая категория, учитель математики.
  3. Пашковская Ирина Петровна – секретарь, высшая категория, учитель белорусского языка и литературы.
  4. Голенкова Лариса Алексеевна – член комиссии, высшая категория, учитель начальных классов.
  5. Костейкина Евгения Петровна – член комиссии, первая категория, учитель географии.
  6. Азаревич Надежда Андреевна – член комиссии, высшая категория, заместитель директора по учебной работе.
  7. Шваякова Юлия Вячеславовна – член комиссии, первая категория, председатель профсоюзного комитета.

Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»

Постановление вступило в силу 31 мая 2017 года. Постановлением исключена необходимость подтверждать присвоенную более пяти лет назад высшую квалификационную категорию педагогического работникаа также внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования.

Согласно изменениям, внесенным в пункт 5 Инструкции, руководитель учреждения образования может инициировать (с согласия педагогического совета) подтверждение работником квалификационной категории, только в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своего труда либо не занимал педагогические должности более двух лет.

Пунктом 6 инструкции уточнено, что квалификационные категории присваиваются по должностям, по которым присвоение квалификационных категорий предусмотрено соответствующими квалификационными характеристиками.

Исключен срок, ограничивающий подачу педагогическим работником заявления об аттестации на присвоение квалификационной категории до 31 марта 2017 г.

Также установлен срок оформления приказа руководителя учреждения образования о результатах аттестации, данный срок не должен превышать 5 дней со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. К ним относятся лица, получившие диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя.

Педагогическим работникам, которым квалификационная категория присвоена в иностранном государстве, предоставлено право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, без учета стажа работы в должности.

        С текстом постановления можно ознакомиться на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (www.pravo.by), а также на портале Министерства образования http://edu.gov.by в разделе «О Министерстве/Законодательные акты в сфере образования». 

Пункт 29 Инструкции

В случае, если аттестуемый на квалификационном экзамене при прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию (категорию «учитель-методист») получил отметку «сдал», а аттестационная комиссия не приняла решения о присвоении ему квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию на протяжении трёх лет со дня сдачи квалификационного экзамена.

        В случае, если аттестуемый на квалификационном экзамене при прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию (категорию «учитель-методист») получил отметку « не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится.

Порядок проведения аттестации

  1. Аттестация на присвоение квалификационной категории проводится по инициативе педагогического работника.
  2. Обязательные условия для допуска к аттестации:

— соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

— наличие определённого стажа работы (на вторую категорию – 2 года, между второй и первой категориями – 2 года; между первой и высшей категориями – 3 года; между высшей категорией и категорией «учитель-методист» — 3 года);

— курсы повышения квалификации (1 раз в три года);

— для учителя-методиста – наличие авторской методики преподавания учебного предмета.

Требования к обобщению педагогического опыта

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

— ТЕМА

— ЧТО ВЫНОСИТСЯ НА ЗАЩИТУ (использование средств, методов, приёмов, определяющих успешность автора в его деятельности);

— ЦЕЛЬ (на развитие каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся направлен опыт; средствами чего; в какой образовательной ситуации);

— АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА (какие противоречия, трудности, встречающиеся в массовой образовательной практике, успешно решаются в опыте);

— ЗАДАЧИ (должны отражать последовательность действий по реализации целей);

— ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ (с момента обнаружения противоречия между желаемым и действительным состоянием до момента выявления результативности опыта);

2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА (чёткий алгоритм действия)

— выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект.

3. ОПИСАНИЕ СУТИ ОПЫТА

— ОТРАЖЕНИЕ В ОБЩЕМ ВИДЕ МЕТОДИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ (что защищается и как применяется).

— к какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования;

— конкретизация материала через системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и т.д.;

— основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

— определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представленной методики;

— показатели результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на приложение;

— определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

— конкретные выводы и предложения;

— перспектива дальнейшей работы над опытом;

— материалы, выступления с данным опытом (педсовет, метод. объединение, печать и т.д.)

6. ПРИЛОЖЕНИЕ

— схемы, таблицы, уроки, анкеты, аналитические материалы и т.д.

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.

Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.