Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности учащихся при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются учащиеся, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–-5 зевков.

Приемы совладания с экзаменационной тревожностью

1.   Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для учащихся является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

2.   Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

3.   Разговор с самим собой. Часто учащихся пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

4.   Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:

§ — Встать утром и выслушать мамины указания.

§ — Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене (Поездка на место проведения экзамена).

§ — Рассаживание по местам.

§ — Получение экзаменационных листов (тестовых бланков).

§ — Подпись титульного листа (заполнение бланков).

§ — Решение заданий…

После перечисления всех тревожных ситуаций стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать все действия.

С УЛЫБКОЙ О СЕРЬЕЗНОМ

Невозможно остаться равнодушным к «мученикам науки». Конечно, можно положиться на авось (ложитесь, если у вас крепкие нервы), верить в студенческую святую – Халяву, НО САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ – ДОБИТЬСЯ ВСЕГО САМОМУ.

Итак… Хочешь сдать экзамен? – Тогда:

§ Мыться запрещается категорически. Особенно это опасно для головы – смоете все в ней присутствующее.

§ День экзамена не должен приходить на понедельник (день тяжелый) – крутись, как хочешь.

§ Направляясь непосредственно на экзамен, ни в коем случае не возвращайся. Даже если понял, что забыл документ, голову, себя целиком.

§ Все поступательные движения начинай с левой ноги, под пяткой которой должен находиться медный пятак, касающийся кожи. В левый карман можете положить рисунок с кукишем.

§ Если вы вдруг уронили конспект или учебник, нужно тут же плюхнуться на него сверху пятой точкой, не сдвигая упавший предмет с места.

§ При входе в учебной заведение непременно должна быть лужа. Ищите ближайшую и прыгайте через нее 12 раз.

КАК УСПЕШНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЫПУСКНЫМ И ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ  

Следующие советы помогут тебе в этом:

Место занятий

§ Убери лишние вещи.

§ Удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т.п.

§ Хорошо ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Составь план

§ При подготовке к экзаменам полезно составить план на каждый день.

§ Определи, кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузи утренние или вечерние часы.

§ В плане на каждый день определи, что ты именно сегодня будешь изучать.

Работа

§ Хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен.

§ Обязательно чередуй работу и отдых! Так ты повысишь свою работоспособность.

§ Полезно повторять материал по вопросам.

§ Составляй планы, схемы, таблицы. Причем обязательно делай это на бумаге – так ты задействуешь двигательную, зрительную память.

§ Ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом.

§ Помни, твоя задача не вызубрить, а понять.

§ Выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова.

§ Не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картинку триумфа, легкого победного ответа.

§ За несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию экзамена, представь себе: примерную обстановку, комиссию, свой ответ.

Накануне экзамена  

§ Оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом. Пересказывай вслух, так ты дополнительно задействуешь слуховую память, что позволит лучше запомнить информацию.

§ Если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, так, как бы ты хотел, чтобы все произошло при успешной сдачи экзамена.

§ Если ты очень боишься, попробуй прием, называемый «доведением до абсурда»: представь себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего.

§ С вечера перестань готовиться, выспись.

§ Если же ты занимаешься вечером накануне экзамена, не ложитесь спать сразу после учебы. Мозг будет продолжать анализировать информацию и нескоро упокоится. Устрой себе небольшую вечернюю прогулку, займись чем-нибудь расслабляющим и успокаивающим.

§ По дороге на экзамен полезно просто пролистать учебник, просматривая материал.

КАК УЛУЧШИТЬ НАСТРОЕНИЕ?

Для преодоления эмоционального дискомфорта важно знать не только причины эмоционального неблагополучия, но и свои индивидуальные возможности и потенциальные способности в преодолении негативного эмоционального состояния.

В течение жизни каждый человек вырабатывает индивидуальные способы саморегуляции своего эмоционального состояния. На вопрос: «Что ты делаешь, когда хочешь успокоиться, улучшить свое настроение?» — люди отвечают по-разному. Но все-таки ответы можно свести к нескольким уровням эмоциональной саморегуляции: от пассивного созерцания до активного взаимодействия с окружающей средой, обращения к другим за помощью и поддержкой.

Способы преодоления эмоционального дискомфорта изучались с помощью специально разработанной анкеты, в основу которой была положена идея В.В.Лебединского и соавторов о различии в активности уровней базальной системы эмоциональной регуляции, а также работы А.О.Прохорова, Р.М.Грановской, И.М.Никольской о способах саморегуляции школьниками отрицательных психических состояний.

Несмотря на то что, по данным исследований, большинство учащихся используют различные стратегии для преодоления эмоционального дискомфорта, у многих есть предпочтение какого-либо одного стиля поведения в тревожащей ситуации.

Уровни системы эмоциональной регуляции
(В.В. Лебединский и др.)
Способы
преодоления 
эмоционального дискомфорта. Примеры.
1. Пассивные формы психической адаптацииСамовнушение. Пассивная разрядка: «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»
2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миромДвигательная активность: «обнимаю, глажу домашнее животное», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»; «смотрю телевизор, слушаю музыку»
3. Активная адаптация к нестабильной ситуацииВолевые действия. Создание эмоциональных образов: «рисую», «мечтаю, представляю». Физическая разрядка: «пробежка», «уборка в комнате».
4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьмиОбщение: «прошу прощения», «говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у других»

ТЕСТ

на определение способов преодоления эмоционального дискомфорта

Инструкция. Каждый человек старается справиться с плохим настроением или сильным переживанием. И для этого выбирает различные способы поведения. Прочтите внимательно перечисленные способы поведения и против каждого обведите цифру справа.

§ Если вы не используете такое поведение, чтобы справиться с волнением, тревогой, обидой и другими неприятными эмоциями, то обведите цифру 1,

§ если иногда используете — 2,

§ если используете часто, так как это вам помогает, — 3.

1. Когда у меня дома плохое настроение, мне становится легче, если:

1) пройдусь в одиночестве 1 2 3

2) активно подвигаюсь, послушаю музыку 1 2 3

3) сделаю что-то важное для себя, чтобы убедиться в своей силе воле, настойчивости 1 2 3

4) расскажу кому-нибудь из близких о моих переживаниях 1 2 3

5) схожу в гости 1 2 3

6) проучу обидчика или что-нибудь сломаю 1 2 3

7) съем что-нибудь вкусное 1 2 3

8) рассматриваю пейзаж, наблюдаю за животными 1 2 3

2. Когда у меня в школе плохое настроение, мне становится легче, если:

1) отвлекусь, посмотрю в окно 1 2 3

2) вспомню что-то хорошее 1 2 3

3) помечтаю, что потом все будет хорошо 1 2 3

4) поделюсь с товарищем своими переживаниями 1 2 3

5) обращусь к учителю или кому-то другому за поддержкой 1 2 3

6) стукну или обзову кого-нибудь 1 2 3

7) поиграю, побегаю на перемене 1 2 3

8) сам себя успокою, уговорю 1 2 3

Подсчитываются суммы баллов в первой и во второй частях анкеты по следующим пунктам:

§ 1 и 8 — первый уровень эмоциональной саморегуляции; отражает развитие пассивного способа приспособления к внешней среде.

§ 2 и 7 — второй уровень саморегуляции; связан с удовлетворением потребностей в приятных ощущениях.

§ 3 и 6 — третий уровень саморегуляции; связан с активной адаптацией к нестабильной ситуации. При недостаточном развитии других уровней саморегуляции, особенно четвертого, эта активность может проявляться в агрессивном поведении.

§ 4 и 5 — четвертый уровень эмоциональной регуляции; отражает степень взаимодействия с другими людьми в тревожащей ситуации.

Обратите внимание на то, какие способы используете в школе и вне школы для эмоциональной саморегуляции. Посмотри, какие еще способы саморегуляции могут быть. Проанализируйте и выберите наиболее эффективные для себя. Учитесь властвовать собой!

ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Первый — под строгим контролем родителей учащийся зубрит материал с утра до вечера. В итоге — усталость, раздражение. Чаще всего ребята делают вид, что усердно учат. На самом деле они думают совершенно о другом, иногда под видом занятий читают интересную книжку. 

Второй — когда контроля удалось избежать. Под предлогом «я занимаюсь у друга» приятели отлично проводят время, но последний день и ночь упорно трудятся.

Конечно, нельзя сказать, что оба этих способа совсем уж неэффективны. Большинство ребят экзамены все же сдают. Но каждый раз есть риск, что попадется именно тот билет, который не успел выучить. Как избежать риска? — сделать процесс подготовки к экзаменам спокойным и продуктивным.

Что такое память?

Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации. Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм запоминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) предполагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на веществе мозга, как на глине или воске.

Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX века отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти — важнейшей функции головного мозга — получены лишь в последние десятилетия. Успехи биологической кибернетики приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разгаданную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет.

В книге профессора А.Р. Лурия «Нейропсихология памяти», обобщающей основные современные взгляды на механизмы памяти, говорится, что «память человека надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней». Если память — процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память — это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Если говорить еще более кратко, можно сказать: «Память — это процесс». Процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех интеллектуальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким огнем, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком, и то, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринте его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.

Несмотря на большое количество разработанных упражнений по тренировке памяти, по мнению психологов, все они неэффективны, так как до сих пор неясна сама природа процессов запоминания. И все же нам удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять. Вот оно: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».

Наверное, теперь вы догадываетесь, чем можно объяснить высокую эффективность нашей методики повторений. Ей предшествует изучение большого количества материала. Наши школьники кроме основного учебника читают большое количество дополнительной литературы. Но, учитывая, что это чтение быстрое (в 5–6 раз быстрее обычного), времени на это уходит намного меньше, а продуктивность такого чтения весьма высока. Итак, одно из условий успешного применения методики повторений — владение методом быстрого чтения.

Методика повторения

Повторение — это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2–3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами. Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.

Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.

Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

§ Первое повторение Сразу по окончании чтения

§ Второе повторение Через 20 мин после предыдущего

§ Третье повторение Через 8 часов

§ Четвертое повторение Через сутки (лучше перед сном)

Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник.

Повторение — это ответы на вопросы экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2–3 минут.

Закончив первое повторение, отдохните 20 минут и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения.

Погуляйтесь перед сном.

На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 часам. Отдыхайте до 15 часов следующего дня.

На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу же лечь спать.

На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений.

Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в вашей памяти. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.

Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.п.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Как подготовиться психологически

§ Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. 

§ Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

§ Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

§ посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);

§ напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

§ попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

§ нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

§ готовься к экзаменам 8 часов в день; 

§ занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, займись любимым делом — 8 часов;

§ спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Некоторые закономерности запоминания

1.   Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2.   При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3.   Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу

4.   Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5.   Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 Условия поддержки работоспособности

1.   Чередовать умственный и физический труд. 

2.   Выполняйте двигательные упражнения. Предпочтение следует отдавать кувыркам, стойке на голове, «березке», «мостику», так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3.   Беречь глаза, делать перерыв каждые 30 – 40 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4.   Минимум просмотра телевизионных передач, интернета, так как это дополнительная нагрузка на глаза и мозг!

Как вести себя во время экзаменов

Одежда должна быть спокойных тонов, в деловом стиле. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

1.   За день до начала экзамена постарайся не перегружаться. Отдыхай, занимайся любимым делом и постарайся много не думать о предстоящем экзамене.

2.   Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3.   И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Если есть возможность, иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4.   Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 

5.   Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. 

6.   Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты умный и способный, и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. В завершение сожми кисти в кулаки и разожми. Это поможет сбросить напряжение, если оно есть.

7.   Если нужно, выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: сядь удобно, глубокий вдох через нос (4–6 секунд), задержка дыхания (2–3 секунды).

8.   Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении работы. Тебе все объяснят.

9.   Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения задания, и само задание. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты уверен. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом задании есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 

11. Если сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

12. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

13. Будь уверен в себе, все получится.

Советы для учащихся по подготовке к экзамена

Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и повторения.

Самый распространенный при подготовке среди школьников способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая «каша», что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память – все более-менее в порядке до экзамен, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы «включаете» в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Несколько способов организации процесса повторения, которые дают наибольший эффект

I способ. Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем — через 1 час, после – через день.

II способ. Организация рационального повторения:

  1. Прочитать – повторить.
  2. Повторить через 10-15 минут.
  3. Повторить через 8-9 часов.
  4. Повторить через день.

III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.

О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.

О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

Число повторений должно быть 2-3.

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования

  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом б
  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • удет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Как правильно распределить время и силы при сдаче ЦТ и выпускных экзаменов?

Накануне любого экзамена следует хорошо выспаться, позавтракать, взять всё необходимое и следовать к месту проведения экзамена. А на экзамене следует придерживаться поведения, рекомендуемого в следующей памятке для выпускников:

  1. Быть предельно внимательным. С самого начала тестирования прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество ответов, засчитанных правильными.
  2. Соблюдать все правила поведения. При желании задать вопрос, следует просто поднять руку. Следует иметь в виду, что задавать вопросы можно только по правилам заполнения бланковой документации или при наличии возможных трудностей с тест — пакетом (в нём возможны опечатки, встречаются случаи пропуска букв и даже полного отсутствия текста).
  3. Полное сосредоточение. Бланк регистрации заполнен, все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены. Немедленно забыть об окружающих, перед глазами положить часы, для контроля времени и полностью сосредоточиться на уяснении и выполнении тестового задания. В данной ситуации как никогда уместно «крылатое» выражение: «Торопись не спеша!».
  4. Тестовые задания следует начинать с ответов на лёгкие вопросы. Смысл в том, что как только выпускник начинает отвечать на вопросы, не сомневаясь в правильности своих ответов, так как точно знает, что он отвечает правильно, он успокаивается и входит в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вся его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.
  5. Не следует пугаться жёстких временных рамок. Качество ответов не должно «страдать» от кажущейся нехватки времени. Перед тем как заполнить графу ответа следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно и однозначно понят, на него есть такой же правильный ответ, после этого следует дать этот ответ.
  6. Трудные и непонятные задания следует пропустить. После того как будут найдены ответы на все правильно понятые задания, можно вернуться к ранее непонятым или трудным и поискать верные ответы на них. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно «застрять» на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы
  7. Любое, даже самое понятное задание следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.
  8. Всегда думать только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, о будущем не вспоминать до полного выполнения текущего. Дело в том, что тестовые задания как правило, смысловой связи друг с другом не имеют. И тем более не имеет смысла думать о неправильно выполненном предыдущем задании, если такое событие имело место быть.
  9. Применить метод исключения. С первых секунд можно сразу же исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще можно найти верное решение среди оставшихся двух, трёх вариантов, вместо пяти, семи.
  10. Правило второго круга. Желательно весь отведённый для экзамена бюджет времени поделить на три части. Первые две трети времени потратить на выполнение всех простых и понятных заданий и набрать на них минимум требуемых баллов. В оставшуюся треть времени пройти все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем «пробежать» глазами все свои ответы, вдруг удастся заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.
  11. Включить интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать доверится интуиции. Иногда можно попытаться ответить интуитивно, чем совсем не выполнить задание.
  12. Не впадать в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Вполне возможно, что необходимое количество баллов уже набрано и вряд ли это огорчение поможет качественно подготовиться к следующему экзамену. Более уместными будут следующие действия: всё забыть, отдохнуть, хорошо выспаться и начать подготовку к следующему экзамену.

Кодекс Республики Беларусь об образовании

НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам