Учителю-предметнику

Организация итогового повторения в выпускных классах

Цели и задачи

  • Оптимально качественно подготовить выпускников школы к итоговой аттестации
  • Откорректировать знания
  • Организовать эффективное повторение учебного материала
  • Осуществить диагностику уровня подготовки
  • Использовать индивидуально-дифференцированный подход

Организация итогового повторения в выпускных классах

Вид повторенияЦель повторения
ВводноеАктивизация элементов ранее изученного содержания для облегчения изучения нового материала.
ТекущееБорьба с феноменом забывания: активизация в ходе работы над темой ранее изученного материала этой же темы.
ПоддерживающееБорьба с феноменом забывания: активизация материала ранее изученных тем этого же учебного курса.
ИтоговоеАктивизация материала всего учебного курса для пояснения его логической структуры и выстраивания системы внутрипредметных и межпредметных связей.
СистематизирующееУкрупнение логической структуры изученного материала путем объединения его элементов в группы о тем или иным признакам, выявленным в ходе работы, и выстраивания системы взаимосвязи между этими группами.
ОбобщающееВыделение основных содержательных и функциональных линий материала изученной темы, ключевых фактов, алгоритмом и ценностных установок.

Факторы, влияющие на качество подготовки учащихся к итоговой аттестации

  •  Различные формы итоговой аттестации
  • Отмена занятий по различным причинам
  • Отсутствие ученика или учителя по различным причинам
  • Психологические проблемы
  • Большая нагрузка для ученика и для учителя
  • Различный уровень подготовки выпускников
  • Опыт учителя
  • Организация учебного процесса в школе 

Учащийся

  • Психолго-педагогические проблемы
  • Необходимость решить вопрос о своей дальнейшей учебе
  • На период повторения ученик продолжает изучать до 15 предметов, по 4 (5) из которых он должен сдавать экзамен
  • Возможные пропуски уроков
  • 4 четверть – почти всегда решающая для выставления итоговых оценок
  • Проблемы НОТ ученика

Учебные задачи, стоящие перед выпускниками

  • повторить весь пройденный материал по предмету
  • систематизировать знания
  • определить и ликвидировать индивидуальные пробелы в изученном.

Возможные пути решения учебных задач учащихся

Только самоповторение позволит учащемуся достичь желаемых результатов. Главное для преподавателя – это создать условия на уроке для проявления самостоятельности обучаемых, пробуждения их познавательной активности.

Учитель

  • Опыт учителя
  • Материально-технические возможности школы
  • Дидактический материал
  • Временные рамки
  • Разный уровень обученности и обучаемости учеников
  • Возможное отсутствие учителя

Возможные проблемы учителя при подготовке выпускников к сдаче экзаменов, ЦТ

  •  Незнание (непонимание) «правил игры»
  • Неприятие «правил игры»
  • Неумение работать по тестовым технологиям
  • Незнание особенностей содержания и результатов (типичных ошибок) выполнения КИМов
  • Неумение анализировать документы (спецификации, планы экзаменационных работ)
  • Незнание (непонимание) критериальной базы, системы оценивания
  • Неполное владение материалом программы
  • Неумение вести дифференцированную работу с учащимися (проблемы диагностики и организации процесса)
  • Отсутствие (нехватка) дидактического материала

 Возможный цикл уроков при итоговом повторении

  •  Семинары – консультации
  • Практикум
  • Обзорная лекция (обобщение и систематизация знаний)
  • Входной контроль (диагностика обученности)

 Условия качественной организации уроков итогового повторения

  • Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала;
  • vзнакомство школьников с требованиями, предъявляемыми к их подготовке;
  • vвыделение узловых вопросов программы, предназначенных для повторения;
  • vиспользование различных видов повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее);
  • vиспользование схем, моделей, опорных конспектов, справочников.

 Диагностика уровня обученности

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

Уроки-лекции
(систематизации и обобщения знаний)

  • Обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала
  • Раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить. Ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны.
  • Учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
  • Освещаются вопросы теории: происходит обобщение учебного материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся.

 Практикум

На этих уроках даются образцы решения задач.

Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

 Семинары-консультации

  • Различные формы проведения
  • Индивидуальный подход к учащимся
  • Работа с дополнительной литературой

 Условия успешности итогового повторения

 Итоговое повторение станет успешным, если:

  • будет обеспечена положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного материала;
  • в учебном процессе будет реализован личностно-ориентированный подход;
  • будет применяться система задач, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся;
  • содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний;
  • в процесс деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления будут включены индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация;
  • будут использоваться передовые педагогические технологии

Методика проведения выпускного экзамена в форме изложения

1. Вступительное слово учителя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).

Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.

2. Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная.

3. Самостоятельная работа учащихся (до 30 минут).

4. Второе чтение текста учителем.

5. Создание чернового варианта экзаменационной работы, проверка написанного, переписывание начисто своей работы, ещё раз её проверка и сдача работы.

Необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем обученности. Его лучше всего проводить, когда большинство учащихся закончили работу над черновиком.

Вопрос о третьем чтении решается экзаменационной комиссией.

Методика проведения выпускного экзамена в форме диктанта

1. Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, учащиеся внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

2. При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

3. Затем текст диктанта записывается по предложениям:

§ учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;

§ это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;

§ после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

4. После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.

5. Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования,

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам, за исключением учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», осуществляется в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674 (ред. 29.09.2010).

Обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными в Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, положительная отметка за четверть выставляется при наличии не менее трех текущих отметок (кроме тех учебных предметов, которые стоят в расписании один раз в неделю). При этом по учебным предметам, по которым предусмотрена текущая аттестация в письменной или практической форме, положительная отметка за четверть выставляется при наличии не менее одной отметки по итогам аттестации в письменной или практической формеВ ином случае учащийся за четверть не аттестуется. При этом за четверть по учебному предмету вносится запись «не аттестован».

Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам установлено, что основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Нормами оценки по конкретному учебному предмету конкретизированы виды контроля с учетом специфики учебного предмета. Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом. У учащегося должна быть хотя бы одна отметка, полученная за выполнение работы. Переписывать все письменные работы, которые были проведены по предмету в течение четверти (самостоятельные работы, тестовый опрос, лабораторные, практические работы, математический диктант, иное), не требуется.

Аттестация учащихся по итогам четверти, за исключением учащихся I-II классов, проводится как среднее арифметическое текущих отметок с применением правил математического округления.

Итоговая аттестация по завершении учебного года осуществляется как среднее арифметическое отметок по итогам аттестации за четверть с применением правил математического округления. Причем, если в одной или нескольких четвертях учащийся не аттестован по уважительной причине (болезнь, оздоровление, переезд, иное), подтвержденной документально, то среднее арифметическое вычисляется только с учетом тех четвертей, в которых отметки выставлены в баллах (т.е. сумма баллов по четвертям делится на количество четвертей, в которых выставлены отметки в баллах). Если в одной или нескольких четвертях учащийся не аттестован без уважительной причины, то это приравнивается к нулю и итоговая аттестация по завершении учебного года осуществляется как среднее арифметическое с учетом отметок по итогам промежуточной аттестации всех четвертей (т.е. сумма баллов по четвертям делится на 4).

Контрольные работы проводятся в соответствии с графиком, утвержденным руководителем УОСО, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе (пункт 67 специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования). Учебные предметы, по которым предусмотрены обязательные контрольные работы, и их количество установлены в Методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (https://edu.gov.by: / Структура Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования Управление общего среднего образования / 2021/2022 учебный год).

Учащийся, отсутствовавший на уроке в день проведения тематического контроля в соответствии с утвержденным графиком по неуважительной или уважительной причине обязан написать данную контрольную работу в иной срок по иному тексту.

Дату проведения контрольной работы в иной срок необходимо согласовать с заместителем директора. Должны быть оформлены соответствующие дополнения к утвержденному графику проведения контрольных работ.

Контрольную работу в иной срок целесообразно проводить на поддерживающих занятиях за счет часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования на проведение данных занятий. При этом между основными уроками и данным стимулирующим занятием должен быть перерыв для отдыха не менее 30 минут.

В классном журнале учащемуся, который отсутствует на контрольной работе, ставится «н». Отметка за выполненную работу выставляется на дату ее выполнения. В графе «Змест вучэбных заняткаў» через дробь указывается контрольная работа (сочинение, пересказ, иное) и количество учащихся. Например: Название темы урока/контрольная работа (2 чел.).

Отметка о проведении данного поддерживающего занятия делается также и на страницах классного журнала, предусмотренных для учета проведения поддерживающих занятий.

Обращаем внимание, что проведение обязательной контрольной работы на последнем или предпоследнем уроке четверти нецелесообразно. Учащемуся, который отсутствовал на контрольной работе, проведенной в конце четверти, и продолжал отсутствовать на занятиях по уважительной причине до конца четверти (есть подтверждение), отметка за четверть выставляется без отметки за контрольную работу.

Обращаем внимание, что учащиеся V класса проходят текущую и итоговую аттестацию по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»; учащиеся V–IX классов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Результаты учебной деятельности оцениваются отметками «зачтено» и «не зачтено».